Главная » Статьи » Мои статьи

Размышления на тему перспектив медсестринства.

Перспективы развития медсестринства и подготовки медсестер.

У нас ничего не выйдет. Американская модель сестринского дела не может быть калькой для медсестринства на территории «украины».  Задача реформы медсестринства на западе ( в свое время) , как я ее вижу, являлось создание возможности удешевить лечение больных. Для этого необходимо было уменьшить прямое общение врача и больного. Буржуи попали в этакую ловушку: с одной стороны врачи экстракласса стали естественным явлением в медицине, но с другой стороны высокая (возможно даже справедливо высокая) оплата их труда снижает доступность медицинского обслуживания.  И еще, по сути, врач – слишком ценный, в прямом и переносном смысле дорогой инструмент, который было жалко тупить в разных банальных ситуациях. Поэтому в буржуинстве возникла необходимость в недорогом эрзаце врачей. И реализация этой необходимости была весьма удачной. Четко были разграничены зоны влияния врачей и неврачей. К неврачи это:

1помошники врачей (могут проводить обследование ставить не сложные диагнозы, назначать не сложное лечение, работают с настоящими врачами, помогают им, обслуживают их, заменяют в некоторых ситуациях)

2 медсестры-магистры (могут работать самостоятельно, но диапазон возможностей меньше чем у помощников врачей , так же нуждаются в крышевании настоящих врачей, которые консультируют их больных и их самих, так называемые семейные медсестры)

3 парамедики – боевой отряд скорой помощи, натасканные на решение экстренных ситуаций различного профиля (травмы, инфаркты, и др), могут проводить неотложную помощь по реанимационным протоколам, в сложных случаях вызывают на себя настоящего врача.

4 медсестры отделений стационаров – своеобразные глаза и руки врача в палате, сама не может ставить диагноз, сама не может назначать лечение, но может влиять на решение врача, так как врач видит больного 1 раз в день 10 мин а медсестра 12 часов.

Возможно есть еще какие-то полумедсестры, четверть парамедики, и т.д. но для сравнения хватит.

У нас все примерно так же но есть существенное отличие.

1 Врачи везде, врач на передовой, постоянно рядом с больным, медсестре нет необходимости проводить сколь нибудь глубокий анализ состояния и тактики лечения пациента, она всегда может обратиться к врачу, который рядом.

2 Фельдшер на скорой помощи это не попытка снизить нагрузку врачей, а скорее компенсация недостатка врачей на скорой.

3 Семейная медсестра у нас это семейный врач, по идее полностью автономный самодостаточный инструмент для решения не сложных медицинских ситуаций на поле боя, некий гибрид учаскового врача и патронажной медсестры, хотя патронажную медсестру никто не отменил.

Врач у нас стоит копейки, его нет смысла экономить, он готов работать везде, порой заменяя медсестер и даже санитарок, поэтому для внедрения буржуйского медсестринства надо вычленить врача из лечебного процесса оставив ему только определенную часть (что бы не было дублирования)

Пару слов об образовании как я его понимаю.

Гады буржуи не жалеют своих студентов. Не можешь – иди гуляй. Лекцию пропустил – гуляй. Практику не осилил – иди гуляй. Манипуляции не выполняешь – иди гуляй. Они не боятся остаться без «контингента».  Учебный день продолжается 12 часов. Лекции, практические занятия, тренинги и практика в клинике. Интересный момент, мне так тоже надо сделать будет. Преподаватель на практическом занятии показывает, как проводится манипуляция, какие есть нюансы, ставит руки и т.д. Но наработка навыка задача самого студента. После занятий, на выходных, ночами когда угодно студенты работают с тренажерами и друг с другом. Никаких больниц близко не пускать, беречь психику. Шлифовка, огранка только в условиях КДП. Тренинг жесточайший, кто не тянет, - вон! Это залог будущего престижа профессии. Профессия - значит профессионал, профессионал - значит все умеет делать хорошо. Чтобы делать хорошо надо пахать.

Не надо боятся потерять «контингент». Мы просто разочаровываем студентов низким уровнем требований, глупыми требованиями (это отдельная тема), и не надо соплей про кошты и оборудование, хотим кошты пошли на базар торговать.  Надо сформировать стандарты медсестринской деятельности (как у буржуев), и гонять безбожно, так заслужим уважение и сделаем технарей высокого уровня. Придадим огласке нашу способность решать проблему, будут сначала всякие меценаты, а потом и бандиты от бюджета подтянутся. Если нет (я про бандитов)  мы просто сами будем истинными мастерами (а не, извините, короче ясно…) и в качестве утечки мозгов куда-нибудь утечем и пофиг. Итогом нашего образования должна быть совершенная медсестра (этакая кибермедсестра)  способная провести зондирование, катетеризацию, перевязку в любое время дня и ночи с закрытыми глазами и связанными руками, вот тогда им в больнице не придется переучиваться «как на самом деле», а фактически просто учиться с нуля. Настоящее мастерство самодостаточно, оно приносит удовольствие само по себе, формирует харизму со всем там последствиями (благодарности больных и др. зарплата) .

Но надо дать возможность детям почувствовать себя способными решать поставленные задачи, нужно адаптировать материалы для них,  где-то упростить, где то убрать терминологию, вобщем отказаться от врачебных фишек. Может потом опять вернуть, но начать с упрощения. И главное еще раз не пускать в больницы, иначе все загубим, клинические базы законсервировать, практику проводить после массированной обработки своих бывших студентов (действующих медсестре - чтоб не лезли), лестью и подкупом внедряя нашу медицину,  а фактически нормальное отношение будущих медсестер к своей профессии.

И еще один тактический момент, без которого ничего не выйдет. Нужно ввести в каждый урок каждого преподавателя, директивно, безоговорочно, аутотренинг, производственную гимнастику, отработку методик расслабления, самоконтроля (без самоконтроля мы обречены, нас будет кидать из стороны в сторону и ничего не выйдет). Слоган "тяжело  в учении легко в бою"-это наш девиз.

Мало денег…  Это проблема. Но если мы сумеем заявить о себе, если мы покажем результат, то можно создать благотворительный фонд помощи «голодающим преподавателям», но нужно реально поголодать и реально попахать. Этот фонд, а по сути просто счет в банке (или ящике -  не путать с бандитскими банками-общаками) будет источником дополнительного финансирования родителями, студентами, кем угодно своих учителей. Это не безнравственно и не противозаконно. Все понимают, что мы в заднице, но так же все понимают, что многие берут взятки и относятся к этому «нормально». Но это не нормально, взятки надо прекратить брать вообще. Администрация (хе-хе) должна немилосердно карать взяточников. Если все увидят что мы реально пашем, то нам помогут, сначала меценаты (студенты, родители, пациенты) а потом и братва (государство)  подтянется (я уже вроде говорил это...), на худой конец грант дадут – это точно.

И теперь самое важное. Концепция медсестринства будущего СССР (СНГ, ТС или что-то в этом роде). Я это к тому что юа-прожект скорее всего не потянет потому что потому…

1 Врачей оставить в покое пусть себе резвятся как хотят, образование медуниверситета не даст им возможности нормально конкурировать с сестрами. Частично вывести контекст медсестер из под эгиды врачей.

2 Медсестры нужны двух типов, да чуть не забыл, колледжи должны стать институтами, это в принципе не горит но важно стратегически.

1)      Типичная «робот-медсесра» втыкатель иголок (но это должен быть втыкатель эктсра класса)

2)      Медсестра-специалист по здоровому образу жизни (можно назвать иначе «валеолог» например).

В нашем обществе количество рисков для здоровья превращает ареал обитания двуного человека в крайне агрессивную среду. Среду не природную, к которой в биосе нет адекватных механизмов компенсации. Врач не знает что такое норма, и даже если мы допустим, что он знает, то он точно не знает как эту норму поддерживать, точнее он скажет что знает, но не сможет реально ничего сделать потому что его для этого не учили. Вот здесь как чертик из табакерки поялвятеся новая фигура - СПЕЦИАЛИСТ ПО ЗДОРОВЬЮ ИЛИ СПЕЦИАЛИСТ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ. Основой для формирования концепции здорового образа жизни должна являться технология доказательной медицины. Должен быть госзаказ на научную разработку принципов здорового образа жизни, формирование методологии сохранения здоровья (важно не путать с реабилитацией). На базе институтов медсестринства должна быть проведена научная работа по формированию технологии сохранения здоровья людей (которые пока еще не больны) на основе доказательной медицины. Убиваем двух зайцев: воспитываем спецов-профессоров по здоровью, создаем базис для здорового общества. В социальной программе по здоровью населения должно быть заложен фундамент интеграции будущих специалистов по здоровью в общество и структуры здравоохранения, образования, производства, детские учреждения и др. Сегодня понятие о здоровом  образе жизни это некая эклектика религии, медицины, всяких эксцентричных и откровенно опасных методик. Это не правильно.

И нет сегодня науки, которая была бы заинтересована в здоровье населения. Врачи не подходят, у них другие задачи, если не будет больных они пойдут на улицу, им выгодно что бы все болели, причем болели всегда и обращались к врачам. Скорее всего сильнейшее антилобби подобному проекту будет со стороны врачей, будут орать «шарлатанство», «несвобода себя гробить», «недемократия умирать от рака» и прочая галиматья.

Думаю, подобный проект может быть реализован в полной мере в формате новой российской империи не меньше, но тенденции должны быть заложены уже сейчас.

Необходимо в виде нумерованного списка указать угрозы машине (пока именно так) под названием человек.  Отрицательные эмоции, чувства, творческие экзальтации, апатии, депрессии, и прочие психозы следует исключить как заведомо деструктивные и потому вредные (включить в список)

В новом контексте все творческие тенденции будут реализовываться с меньшим риском для здоровья. Да, я понимаю что маниакально-депрессивные состояния для многих норма жизни, это дескать искренность, любовь, но если этого не преодолеть, как реальную угрозу, то врачам ничего не угрожает – у них всегда будет хватать работы.

Формирование будущего специалиста-валеолога (или медсестры по здоровью, как угодно) будет осуществляться на базе институтов медсестринства. В зависимости от талантов, честолюбия студента у него будет возможность выбирать себе роль либо в лечебном заведении медсестрой, либо становиться специалистом по здоровому образу жизни и на базе различных учреждений: заниматься частной практикой, либо входить в некие структуры этого направления.

Я до поры до времени стараюсь избегать давать определение здоровью и здоровому образу жизни, но ВОЗовское хоть и  привлекательное, в целом, пустышка без крышки (я еще напишу об этом позже).

Если мы хотим выжить мы должны думать о здоровье, вырождение этноса это не плохо и не хорошо само по себе, это просто факт, который может нам нравиться или не нравится, и в зависимости от того, как мы к нему относимся он становится плохим или хорошим. Да, еще мы можем не видеть этого (факта вырождения), или не обращать внимания, или обращать внимание, но не придавать значение, или придавать значение но не знать, что делать, или знать, что делать но не знать как делать, или знать как делать но не мочь делать, потому что мы слишком разболтаны, расстроены, заточены на саморазрушение, внутренне не целы. Но если мы не осознаем этого, то мы исчезнем, просто освободим, так сказать, ареал обитания. Я считаю, что пишу совершенно очевидные вещи, но это нужно обсуждать, об этом нужно думать, стараться привлекать людей, распространять идею. Искать пути практической реализации, каждый на своем уровне. Кто-то на уровне законодательства, кто-то на уровне исполнительной власти, кто-то на уровне медицинского колледжа, кто-то на уровне СМИ, и процесс пойдет, никуда не денется. Нет утопий, есть лишь неспособность ДЕЛАТЬ.

Мои студенты разочарованы в том образовании, которое они получают. Они искренне полны желания помогать людям. Они не очень хорошо понимают, что значит помогать, но им становится ясно, что медицина не полноценна, с червоточиной (одно лечим другое калечим). Им нужна возможность увидеть иной путь и иметь возможность выбрать для себя быть здоровым или всю жизнь болеть и умереть от рака…

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Andrey (18.02.2012)
Просмотров: 1196 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела