Главная » Статьи » Мои статьи

Сестринский процесс как бомба замедленного действия под монополию врачей.

Сестринский процесс.

Составление плана сестринских вмешательств.

Анализ, рекомендации, идеи.

(размышления)

1 Терминология.

2 Критика традиционных взглядов.

3 Улучшенная модель ПСВ.

4 Перспективы.

 Планирование деятельности медсестры является основой сестринского процесса. Именно составление плана с последующим анализом его эффективности является базой научного подхода к работе медсестры. Вообще, мне кажется, что если отбросить формальную сторону и  рассматривать сестринский процесс и составление плана немного шире чем контекст медсетринства то это очень удачный и эффективный алгоритм психической деятельности вообще.

Очень коротко о терминах.

Сестринский процесс – способ научной организации деятельности медсестры по решению проблем пациента.

Проблема пациента – такое изменение в состоянии его здоровья в отношении которого медсестра может применить вмешательство, направленное на его коррекцию.

Сестринский диагноз совокупность проблем объединенных общим принципом их решения.

Принцип – закон, истина.

План сестринских вмешательсв – инструмент реализации сестринского процесса, пошаговый алгоритм, формализующий сестринский процесс как научный метод.

Цель – то чего хочет медсестра добиться в процессе ухода.

Сестринское вмешательство – алгоритм действия или же творческое решение для коррекции проблемы.

Периодичность (в листе вмешательств) – частота повторения алгоритма в процессе ухода.

Кратность (в листе вмешательств) – отношение контроля качества к количеству повторений алгоритма. Например, между перевязками следует три раза осмотреть наложенную повязку. Отношение один к трем.

В названии «план ухода» слово «уход» следует заменить на «вмешательство» (создается базис для того что бы назвать в дальнейшем вмешательства лечением – это архиважно). Оказание ПМП при ЧМТ производится по плану, но ПМП это не уход, а уход в любом виде - набор вмешательств.

Следует отказаться от туманной трактовки СД как перечня проблем от самой важной до самой второстепенной. Странным и неверным автор считает попытку внедрения в сознание того, что СД может и должен меняться так часто как это совпадает с динамикой течения заболевания. Диагноз – это заключение о сущности изменений происходящих с больным. Сущность едина, но аспекты ее проявления различны. Вот здесь самое интересное. Любая болезнь проявляется определенными симптомами, которые интерпретируются как нозологическая форма (по МКБ). Это «хлеб» врачей. Но только ли болезненные симптомы выявляют сущность болезни? – конечно нет. Вне рассмотрения остаются  психологические, культурные, мировоззренческие проблемы, которые могут и должны решаться. Вот эти проблемы и будут точкой приложения вмешательств медсестры. И естественно будет смещение акцентов от патофизиологии к культурной и социальной адаптации, без которых лечение носит механический, обезличенный характер.

Немного уточнений.

Реальная проблема – то, что можно выявить в момент обследования.

Потенциальная проблема – то, что может возникнуть в будущем с высокой долей вероятности.

Цель вмешательства – то, чего хочет добиться медсестра, то есть те изменения, которые она хочет внести (реальная проблема) или предотвратить (потенциальная проблема) в отношении пациента.

Цели следует разделить на краткосрочные – достижение которых должно произойти в период до 1х суток (максимальное нахождение мс на рабочем месте) и долгосрочные, то есть те которые нужно достигнуть к концу ухода, например, к выписке больного из стационара.

Разделять цели на краткосрочные и долгосрочные принципиально важно, так как мероприятия по их достижению иногда носят взаимоисключающий характер. Например, болевой синдром.

Краткосрочная цель – уменьшить боль в настоящий момент, для этого медсестра рекомендует ограничивать движения в болезненной области, содействуя, таким образом, успокоению боли. Долгосрочной целью будет создать условия для стойкого снижения болевого синдрома в процессе лечения к моменту выписки. Для реализации этой цели следует наоборот активизировать двигательную активность (чтобы улучшить процессы заживления) больного даже в ущерб достижению краткосрочных целей. Приоритетом является достижение долгосрочных целей. Еще один типичный пример понятный всем. Допустим, я в роли родителя, хочу комфорта для своего ребенка. Краткосрочная цель – создать комфортные условия сейчас. Например, исполнение желаний ребенка, игра, отдых. Но в долгосрочной перспективе это тупик – в какой-то момент времени следует отказаться от сиюминутного ради будущего и применять непопулярные шаги.

Вмешательства медсестра выполняет согласно действующим или разработанным ею стандартам.  Основой реализации вмешательства является «Алгоритм действия». Не следует считать алгоритм действия только лишь навязанной внешней программой. Любая совокупность действий медсестры может быть рационально обоснованной (даже если действия на первый взгляд иррациональны),а следовательно, алгоритмичной. Соль заключается в том, что Вмешательства вне традиционных стандартов должны быть осмыслены и упорядочены, если они эффективны и осмыслены и отвергнуты, если нет. Это чтобы два раза не повторять однажды совершенную ошибку… И именно для этого следует точно указывать критерии успешности проведенных вмешательств при итоговой оценке эффективности. Полезным в некоторых случаях является осмысление того факта, что для достижения цели необходимо определенное время после окончания алгоритма. Примитивным примером является развитие терапевтического эффекта через 20-30 мин после перорального приема лекарственного препарата. При решении многих проблем должно быть учтено «инкубационное» время. Иногда алгоритм действия следует повторять несколько раз с определенной частотой. Это тоже должно быть четко усвоено. Пример: введение антибиотиков трижды в день в течение 10 дней.

В ситуационных задачах следует заменить вопрос «выделить приоритетную проблему пациента» на «определить проблемы пациента», где должно быть предусмотрено, что первая указанная проблема по умолчанию приоритетная.

 А теперь самое важное и самое интересное.

То, что выше написано просто и понятно, обучиться и обучить этому не сложно. Сложнее, как выявить проблему. И вот здесь простор для творчества. Но обо всем по порядку.

Не секрет что медсестры не умеют обследовать больных. Но суть даже не в этом. Даже если медсестер обучить проводить обследование (хотя бы клиническое) на академическом уровне, все равно из поля зрения выпадают проблемы, которые должны быть точкой приложения по-настоящему независимых сестринских вмешательств. То есть, мы можем обучить выявлять физиологические проблемы и частично грубые психологические – это конек материалистической медицины адептами, которой мы волей или неволей (хе-хе) являемся.  Но дальше… Мы сами ни черта не понимаем в культурных, мировоззренческих, этических, эстетических проблемах которые чаще хваленых микробов являются истинными причинами болезней. По сути, мы в тупике. И начало выхода из этого тупика как раз признание нашей неспособности и нашего собственного невежества. Смотрите и наслаждайтесь. Фактически должно быть следующее: сначала в процессе своего обучения медсестра должна овладеть навыками «традиционного» врача, как вполне адекватного инструмента для решения физиологических проблем. А затем следует подняться над этим для решения психических и социальных проблем. Это грандиозная задача, эволюционный процесс преобразования человечества ( а может быть просто очередная утопия)…

Мне, например, стыдно, что единственное вмешательство для решения социальной проблемы «нехватки денег на лечение» это убедить пациента их найти, это мы так должны учить. Да мы бессильны что-либо сделать, мы сами ничего в этом не понимаем.

***

Но одно мы сделать можем. Мы можем поднять медсестер до уровня врача (конечно если сами но что-то способны, это тоже проблема). Удлинение сроков обучения нам на руку. Вы спросите: «Ведь врачей и так много, зачем нам еще врачи с медсестринским дипломом». А я вам сейчас отвечу. Дело в том, что на сегодняшний день институт «традиционного врачевания» подвергается серьезным испытаниям. Я только коротко перечислю моменты, на мой взгляд,  являющиеся ключевыми.

1.       Врачи единовластно используют научные достижения цивилизации, что позволяет монопольно ставить общество в зависимость от себя.

2.       Врачи становятся заложниками технократии не стремясь овладевать (я говорю о большинстве) нетрадиционными методами.

3.       Обучение врачей становится все менее доступным для талантливых детей в пользу богатых.

4.       Врачебная система на сегодняшний день – это мафиозная корпорация, жестко подчиненная родоплеменным интересам, обычно, в ущерб качеству.

5.       Врачи зависят от фармацевтических компаний и лоббируемых ими стандартов лечения.

 

Все это приводит к тому, что сегодняшняя медицина является системой паразитической эксплуатации общества, где лечение болезней является средством удовлетворения все возрастающих потребностей бизнесменов-докторов. Единственной адекватной альтернативой я вижу  средних медработников, а именно медсестер, как изначально вписанных в среду, но лишенных главенствующего статуса.

«Богатые» и «дети» занимают места тех, чье призвание лечить людей. И вы думаете, это будет вечно? Куда пойдут талантливые и бедные? -  я думаю, как вариант, в медколледжи. И именно из медицинских училищ возможно становление новой генерации целителей.

Вот я печатаю и понимаю, что вы сейчас думаете… Но, вот, знаете ли вы, что будет через 10, 20, 100 лет? Возможно, все! Великие дела являются следствием великих идей!

 

2011г.

Категория: Мои статьи | Добавил: Andrey (02.01.2012)
Просмотров: 1744 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 4
4 Andrey  
0
Вы, Игорь попали в точку насчет медсестры-почтиврача. Вот практическая реализация этой идеи. http://anna-egorova.livejournal.com/814375.html

3 Andrey  
0
Да, возможно, наблюдая сегодняшнюю ситуацию в отечественной медицине вообще, и в медсестринстве в частности может показаться, что все это или шутка или очередная фантастическая утопия. Я даже сам считаю это (свою статью) больше размышлением, чем руководством к действию. Но есть и вполне объективные предпосылки и тенденции, возможно, создающие для медсестер новые формы самореализации. Например, в открывающихся, в том числе и на Украине, институтах готовящих медсестер с высшим образованием, возникает проблема куда потом трудоустраивать выпкскников. Это, как правило, либо административные должности в лечебных учреждениях, либо врачебные должности лабораториях и т.п. Еще раз: высшие учебные заведения для медсестер есть а рабочих мест для этих специалистов нет. Значить есть о чем думать... Врач бог??? Это вы по неопытности так считаете, если вы окончите медицинский университет, то убедитесь, что это не так в большинстве случаев. Коротка поясню: основной конек врачей это диагностика. Диагностика, по сути это решение задачи методом подстановки. Симптом1 + симптом2+ симптом3= диагноз, затем следует стандарт лечения. Выпускник медвуза не имеет опыта и поэтому вынужден думать что называется "из справочника". Память у типичного студента медвуза, не лучше чем у чуть выше среднетипичной студентки медколледжа и если в медколледже дать эффективную технику запоминания фактологической информации, то на выходе будет очень даже не плохой врач. Всякое там высокоценимое клиническое мышление это больше продукт опыта, проб и ошибок, а не обучения.
В институтах для медсестер преподается педгогика, психология, социология, причем программы очень обширные, разносторонние, рассчитанные на очень глубокий уровень. Зачем лаборанту или менеджеру педагогика? Я считаю, что в нашем обществе существует острая потребность в специалистах иного рода, чем врачи – больше, чем врачи. Ведь человек, все-таки, больше, чем организм человека. Я считаю, что будущее медсестер быть учителями здоровья, здорового образа жизни, как обязательного элемента адаптации современного человека к условиям технократической среды. Впрочем, я вовсе не оригинален. Основатели буржуйского медсестринства так и говорят: «В центре внимания медсестры - человек, прежде всего, как личность, а не как организм человека…» Они просто деликатно так указывают, что медсестра решает проблемы, связанные со здоровьем (это работа врача), психологические проблемы (работа психологов и педагогов), социальные проблемы (работа социальных служащих). Вот так. Задача очень амбициозная, но я думаю вполне решаемая, на своем уровне, конечно.
Я планировал написать статью по этой теме со ссылками, комментариями, пояснениями, но пока руки не доходят.

P.S. Мне понравилась ваша ирония… А закон – это просто химический процесс в мозге тех, кто в них верит и не хочет (или не может) думать своей головой.

2 Artjukhov  
0
PS. Прошу прощения за некоторые офрографические помарки )))))))

1 Artjukhov  
0
Поднять медсестру до уровня врача..... Хм.... Здесь уже тогда стоит задуматься о самой целесообразности существования такой должности как "медецинская сестра"... У нас ведь теперь "демократическое" общество и "правовое государтсво" - ("правовое" от - "качать права"). А качать права и напоминать кому-то о его обязанностях наш народ никогда не брезгует. у нас ведь теперь всё "по букве закона"....
Медсестру поднять до врача.... Хорошо, допустим её обучат новейшим методам диагностики и оказанию неотложной помощи, до автоматизма выдрессируют на учебных фантомах, покажут кучу научных фильмов, будут гонять на всяческие конференции... И выпустят работать в отделение... Реакция работающего медперсонала будет самой различной - санитарки сразу же полезут дружить спаивая новую медсестру дешёвой "Лисмой" и скармливая ей вчерашний "Бонжур", коллеги медсёстры искоса посмотрят, но всё же будут вежливыми и приветливыми с ней, врачи - по всякому, бестолковые - позавидуют, умные же свалят кучу своих обязанностей на медсестру, приговаривая "Ах какая она у нас молодец!!!! ПРОФЕССИОНАЛ!!!!!!!" И действительно, медсестра чуть ли не в одиночку делает пункции, оказывает сама помощь при гемотрансфузионных и анафилактических шоках, даёт толковые рекомендации пациентам, выявляет их проблемы и ликвидирует их в момент.... Просто шик!!!! Аплодисменты!!! Занавес!!!

И тут возникает несколько вариантов развития событий! Либо её пригласят заграницу в какую-нибудь Флориду или Балтимор где такой профи как она будет кататься как сыр в масле, либо она просто пойдёт поступать выше, либо.... как большинтсво медсестёр и вообще населения нашей страны едва сводить концы с концами.... ДЕНЬГИ! И ЗАКОН! Одни врачи будут стоя аподировать, а другой возьмёт да и скажет: "Слышь, ты чего это умничать сюда пришла!? А ну вали на пост! Блин, кто здесь врач в конце-то концов! И засунь себе свои грамоты в..... ухо!" Да, она действительно умнеее и опытнее этого бестолокового университетского гомункула, но он же всё-таки ВРАЧ!!!! ВРАЧ!!! ВРАААААЧ!!!!

Я конечно возможно несколько утрированно говорю обо всём этом, но .... есть такая штука - ЗАКОН!
Врач - бог, медсетра - лох! Именно так и гласят многие документы Минздрава. Медсетра она и есть медсестра и будь она трижды гениальной, на зарплате это никак не отразиться в нашей стране. И супер медсестре вскоре осточертеет ишачить за своих коллег-бездарей. "Оно мне надо!!!" - разведёт руками возмущённо медсестра. Поэтому, она не полезет геройствовать при гемотрансфузионном шоке, а просто перекроет систему и вызовет врача согласно её должностным обязанностям...
В нашей стране ни одна идея не может быть реализована без поддержки ЗАКОНА, а это уже скорее дело Верховной рады и Минздрава, и без денег великих дел не провернёшь.
Тогда исходя из вашей статьи как я понял следует тогда вообще ликвидировать должность медсестры, а создать некую квалификационную и должностную унифицированную систему ЛПУ с минимальным бюрократическим аппаратом :)))) Будут только врачи и санитарки. Одни лечат, другие моют полы. И всё на этом. Либо тогда всем средним мед училищам следует просто стать неким плацдармом для подготовки наших специалистов для Дяди Сэма, Бундестага, стран Третьего мира - проще говоря за бугор....
С Ув. Игорь Артюхов

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела